Миф - Вавилонская башня
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Вавилонской башне посвящено девять стихов главы 11 Книги Бытия.
Это предание излагает причины людского многоязычия и рассеяния людей по земле, наказанных за дерзновенное и греховное намерение. Некогда все человечество было единым народом, говорившим на одном языке. Шедшие с Востока (в Ветхом Завете мифическая страна) люди нашли долину в стране Сеннаар (очевидно, Шумер), поселились там и решили построить город и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя» и «не рассеяться». «И они сказали: "Ну-ка, построим себе город и башню, а ее глава (пусть будет) на небесах, и прославимся, чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли"» (Быт. 11.4). Так что величайшее строение возводили не для поклонения и восхваления Яхве, но для собственной вечной славы, что представлено как высокомерие и непомерная гордыня. Строительство прервал Господь. Раздраженный намерением людей, он сошел (с небес) и смешал языки и рассеял по земле некогда единый народ. Легенда о Вавилонской башне очевидно, вставка в повествование о потопе, Ное и его сыновьях. Она не просто разрывает связный рассказ, она с ним не стыкуется, ибо объясняет происхождение народов не их выделением из родов Ноевых сынов, а размежеванием языков и рассеянием народов по воле сурового и раздраженного бога Яхве, недовольного дерзостью людей. Более того, в предании о башне ни разу не упоминается ни греховное человечество, ни потоп, ни праведник Ной наоборот, указывается, что единый народ пришел откуда-то с Востока и осел на юге Месопотамии.
Вавилонская башня Ветхого Завета ассоциировалась со строением, известным как Энтеменанки «храм, где небеса сходятся с землею». Зиккурат, посвященный богу Мардуку, был самым высоким зданием в Вавилоне и достигал 91 м. Когда именно его возвели, доподлинно не известно. Очевидно одно: разрушил его новоассирийский царь Синаххериб, захвативший в 689 году до н.э. Вавилон и подвергший его страшному разорению; реконструировали Энтеменанки при его сыне Асархаддоне, а также при царях Нововавилонской династии Набопаласаре и Навуходоносоре II в конце VII первой половине VI века до н.э. Навуходоносор II в своих надписях указывал, что зиккурат заложили и начали возводить в глубокой древности, однако его вершина долгое время оставалась незаконченной. По всей видимости, библейская история навеяна восстановлением Энтеменанки, в котором могли участвовать древние евреи, насильственно уведенные Навуходоносором II в Вавилонию.
Огромный зиккурат был окончательно уничтожен Александром Македонским, желавшим, как ни странно, не стереть его с лица земли, но восстановить. Он повелел разобрать его и перенести в другое место, однако после неожиданной смерти царя все работы свернули. От великого зиккурата остался лишь фундамент. Этим сведения о величественных зиккуратах не исчерпываются.
Существует шумерский миф о «башне», согласно которому Энмеркар, царь I династии Урука (начало III тысячелетия до н.э.), строил огромный зиккурат в Эреду (самом южном городе Шумера). Кто знает, как эти предания повлияли на составителей Книги Бытия и сюжет о Вавилонской башне: руины его грандиозней вавилонских, старше их и оба они были посвящены Мардуку.
Вавилоно-аккадский эпос о сотворении мира «Энума элиш» упоминает о возведении Эсагилы храма в честь бога Мардука. По его повелению Ануннаки в течение двух лет строили высокий зиккурат, где поставили жилища богам Ану, Энлилю и Эйе.