Голем


Миф - Голем
На старом еврейском кладбище в пражском гетто у могилы раввина Лёва, умершего в 1609 году, всегда многолюдно. Некогда он прославился комментариями к Торе и считался одним из самых известных каббалистов своего времени (после его смерти осталась каббалистическая школа). Но прежде всего он известен как создатель Голема - существа из глины, призванного защищать пражских евреев от клеветы, наветов и погромов. В переводе с иврита «Голем» - это необработанный материал. Талмуд считает Голема «незавершенным предметом и существом», не готовым или не приступившим к своим обязанностям.
Подробнее...
 
История - Голем
В те времена положение евреев в Праге было незавидным; что бы ни случилось в городе, во всем винили общину сынов Израилевых. В еврейском гетто в Йозефовом квартале, недалеко от Староновой синагоги, жил верховный раввин еврейского города рабби Иехуда Лёв бен Бецалель. Рабби Лёв долгое время был раввином в Познани, пока император Рудольф II не пригласил его на Пражский град. Здесь его назначили верховным раввином еврейского города, и эту должность он занимал до самой смерти. Дело было в 1580 году. Один католический священник по имени Тадеуш, фанатичный противник евреев, пытался превратить покой и согласие в распри и раздор и распространить кровавый навет.
Рабби Лёв вовремя узнал об этом и во сне задал небесам вопрос, как ему защитить свою общину Он получил следующий разложенный по алфавиту ответ: «Ata Bra Golem Dewuk Hachomer W'tigzar Zedim Chewel Torfe Jisrael». Рабби Лёв истолковал сочетание слов так, что он может создать из глины живое существо. Он послал за своим зятем Ицхаком бен Симеоном и своим учеником левитом Иаковом бен Хаим Сассоном: «Мне нужна ваша помощь, ибо нужны четыре стихии. Ты, Ицхак, будешь стихией огня, ты, Иаков, - водой, я сам - воздухом, и вместе мы создадим из четвертой стихии - земли - Голема». Он подробнейшим образом рассказал, как следует пройти духовное и физическое очищение, чтобы подготовиться к великому делу - сотворению искусственного человека. В назначенный день все трое, едва пробило полночь, отправились в ритуальную баню, где совершили омовение с особой молитвой, потом молча пошли домой, где прочитали ночную молитву и псалмы о восстановлении Иерусалима.
Подробнее...