Люди и человекоподобные монстры в мифологии
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
От животного человек отличается не только разумом, но и способностью любить и дружить. В «Эпосе о Гильгамеше» дитя природы Энкиду, живущий в лесу и понимающий язык птиц и зверей, познав блудницу Шамхат и подружившись с Гильгамешем, превращается из дикаря в человека и становится побратимом царя Урука. Чтобы наказать человека, боги низводят его до состояния животного. Царя Мидаса, неспособного услышать красоту божественной музыки, Аполлон наградил ослиными ушами.
За грех гордыни богиня Афина превратила Арахну в паука. Почему же боги захотели возвысить человека над животными? Если он не будет владеть речью, как ему взывать к высшим силам? Как он сможет поклоняться им? В священной книге индейцев майя-киче «ПопольВух» говорится о том, как это заботило богов: «И спросили Великая мать и Великий отец: "Неужели только молчание и только тишина будут под деревьями, под лианами? Хорошо, чтобы в будущем кто-нибудь был там, чтобы охранять их". Пока они так говорили и размышляли, были созданы олени и птицы... Но они не могли заставить их говорить, подобно людям; они лишь свистели, и пищали, и кудахтали; они не были способны произносить слова, и каждый пищал на свой лад...
Когда Создательница и Творец услышали это, они сказали друг другу: "Они не умеют произносить наши имена - имена своих творцов. Это нехорошо. Мы должны сделать так, чтобы нас призывали, чтобы нас помнили на земле. Так создадим же послушных, исполненных почтительности существ, которые бы кормили и поддерживали нас" - так говорили они».

Родство животных и людей определяет отношения героев и природных стихий. Мифологии разных народов изобилуют множеством монстров: таковы, например, кентавры - полулюди-полукони, или сирены - полуженщины-полуптицы (или полурыбы - в кельтских и германских мифах). Именно их низменная, животная сторона является средоточием грубой, слепой, иррациональной силы. Получеловек-полубык Минотавр символизирует темную сторону человеческой натуры - чудовище, таящееся во тьме, от гнета которого людей избавляет герой. Есть и такие животные, что по духу близки людям.
«Красавица и чудовище» и многие другие сказки говорят о том, что никогда не следует оценивать человека лишь по его внешности: дух водной стихии ундина, полюбив и познав любовь, наделяется человеческой душой; невеста, обещанная дракону, находит в суженом молодого бога; а принцесса, целующая жабу, обретает прекрасного принца.
 
Главная > Основы мифологии > Животные > Люди и человекоподобные монстры в мифологии