Животные


Люди и человекоподобные монстры в мифологии
От животного человек отличается не только разумом, но и способностью любить и дружить. В «Эпосе о Гильгамеше» дитя природы Энкиду, живущий в лесу и понимающий язык птиц и зверей, познав блудницу Шамхат и подружившись с Гильгамешем, превращается из дикаря в человека и становится побратимом царя Урука. Чтобы наказать человека, боги низводят его до состояния животного. Царя Мидаса, неспособного услышать красоту божественной музыки, Аполлон наградил ослиными ушами.
За грех гордыни богиня Афина превратила Арахну в паука. Почему же боги захотели возвысить человека над животными? Если он не будет владеть речью, как ему взывать к высшим силам? Как он сможет поклоняться им? В священной книге индейцев майя-киче «ПопольВух» говорится о том, как это заботило богов: «И спросили Великая мать и Великий отец: "Неужели только молчание и только тишина будут под деревьями, под лианами? Хорошо, чтобы в будущем кто-нибудь был там, чтобы охранять их". Пока они так говорили и размышляли, были созданы олени и птицы... Но они не могли заставить их говорить, подобно людям; они лишь свистели, и пищали, и кудахтали; они не были способны произносить слова, и каждый пищал на свой лад...
Подробнее...
 
Нерушимый союз человека и животного в мифологии
Ни один народ не обошел в своих преданиях идею единства человека и зверя. Одни животные предстают как верные спутники героев, неразрывно связанные с ними: невозможно представить себе Беллерофонта без Пегаса или близнецов Ромула и Рема без вскормившей их волчицы.
Это соучастие верно и для богов с животными. Звери и птицы олицетворяют божества в царстве животных: сова - это Афина, орел - несомненно, Зевс, вороны - приспешники верховного бога Одина, козлы - его сына Тора... Случается и так, что божество воспринимается как полузверь-получеловек. Таков Ганеша - индуистский бог с головой слона - или египетский бог мудрости и знаний Тот, изображавшийся с головой ибиса и палочкой для письма.
Подробнее...