Авгуры
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Древнейшая греческая коллегия в Древнем Риме. Первоначально состояла из трех авгуров, второй римский царь Нума Помпилий добавил еще двоих, а при Гае Юлии Цезаре их количество достигло 16. Деятельность авгуров была связана прежде всего с гаданиями, т.е. с выявлением воли верховного римского божества Юпитера относительно всякого намерения людей. Любое крупное мероприятие римлян, будь то избрание царя или магистратов, утверждение законов или объявление войны, предварялось ауспициями гаданием по полету птиц и прочим знамениям. Ночные наблюдения за звездами, дневные наблюдения за полетом птиц и иными небесными явлениями авгуры вели из высочайшей точки Капитолийского холма в Риме, называвшейся Арке. Согласно Цицерону, в случае неблагоприятных знамений сакральные законы давали авгурам право распустить народное собрание, объявить неугодными богу выборы того или иного магистрата и даже отменить уже принятые законы. Авгур обладал правом налагать определенные штрафные санкции в виде требования очистительного жертвоприношения на лиц, вызвавших недовольство божества. Но деятельность авгуров не была связана ни с принесением кровавых жертвоприношений, ни с поклонением статуям богов. Их храмом являлось как бы само небо. Должность авгура была пожизненной, и никто, в том числе римский царь, не мог отнять у него сана, даже в случае уголовного преступления, так как считалось, что он получил искусство предвидения будущего от самого Юпитера. Избирались авгуры посредством кооптации, т.е. независимо от воли сената и народа, а потому не были подотчетны в своих действиях ни тому ни другому. Лишь в 103 году до н.э. закон плебейского трибуна Гнея Домиция Агенобарба перенес выборы авгуров в народное собрание. В ведении авгуров, по-видимому, находились дела нескольких других специальных жреческих коллегий: гаруспиков этрусских гадателей по внутренностям животных, пуллариев жрецов, осуществлявших гадания по кормлению кур, сивиллиных жрецов, т.е. интерпретаторов предсказаний Сивиллиных книг. В распоряжении авгуров были посыльные и глашатаи, созывавшие народ для совершения религиозных ритуалов и проведения народных собраний. Серьезная перемена в судьбе коллегии авгуров связана с переходом от Республики к Империи. Теперь именно император, как правило, занимал должность верховного авгура. Обязательным было учреждение этой коллегии и во всяком создаваемом новом муниципии. Роль авгуров в обществе эпохи Империи постепенно снижалась, но даже и в IV веке н.э. авгуры наряду с магистратами занимали самые почетные места в театре. Победа христианской религии означала конец римского языческого жречества, и по императорскому указу 357 года н.э. «порочное исповедание авгуров и прорицателей прекратилось». Последнее упоминание авгуров относится к 390 году н.э. Инсигнии авгуров кривой Ромулов жезл и царский пурпурный плащ (трабея) указывают на их судебную власть и царственное величие. Первоначально, по-видимому, именно авгуры были главными жрецами римского народа и лишь в VI веке до н.э. уступили первенство понтификам. Именно авгуры производили торжественный ритуал инавгурации царей и различных жрецов, например фламинов Юпитера, Марса, Квирина, а также царя священнодействий.
 

Реклама