Миф - Царица Элисса и Карфаген
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Легенда гласит, что Карфаген был основан финикийской царевной Элиссой, известной римлянам под именем Дидона. Город основали противники тирского царя, и потому он не вошел в состав Тирской державы, а стал независимым городом-государством (что отразилось в предании как противостояние Элиссы и ее брата царя Пигмалиона). Жители Карфагена признавали лишь авторитет верховного жреца храма Мелькарта и ежегодно посылали в тирский храм дары (так продолжалось и во II веке до н.э., незадолго до гибели Карфагена).
Поначалу город находился в тени других финикийских колоний, со временем же стал самой важной среди них. Карфаген развернул торговлю с крупнейшими регионами Средиземноморья: Египтом, Грецией, этрусскими городами Италии, Сицилией и Сардинией, позднее сколотил мощную державу, захватив побережье Северной Африки, Испанию, Сицилию, Сардинию, Корсику и другие острова Средиземного моря. Долгое время Карфаген был опаснейшим соперником римлян в борьбе за господство на Средиземном море, поэтому античные авторы сохранили немало сведений о нем, многие из которых восходят к карфагенской или, шире, финикийской традиции. Когда-то жили два брата - Зор и Кархедон. Они отправились в Африку и основали там Карфаген. Возможно, это была фактория, то есть небольшое поселение, временно посещаемое моряками и торговцами, и носила она название Каккаба или Бирса. Впрочем, этому рассказу не очень-то верили, а чаще и охотнее приводили другой. Дочь царя Тира Элисса после убийства мужа бежала со своими приверженцами в Северную Африку. Там она выпросила у местного царя Гиарба столько земли для поселения, сколько можно отмерить воловьей шкурой. Получив согласие, она разрезала шкуру на тонкие ремни и окружила ими большой участок земли, на котором основала Карфаген (его цитадель называлась Бирса - букв, «шкура»), Элисса стала царицей молодого города, однако прожила и провластвовала недолго. Правительница взошла на погребальный костер, чтобы избежать свадьбы с царем Гиарбом и уберечь город от войны, которой местный правитель грозил в случае ее отказа. Видимо, легенда о воловьей шкуре и необычной просьбе к ливийскому царю отразила события, связанные с самой ранней историей города, очевидно основанного не как торговая, а как аграрная колония. Для поселения не случайно было выбрано место, окруженное плодородными полями. Финикийцы либо купили землю у ливийцев, либо заняли земли вокруг фактории, а чтобы ливийцы не беспокоили их набегами, согласились выплачивать им ежегодную дань. Несколько веков карфагеняне платили кочевникам дань, чтобы избежать разорительных набегов, от которых страдал не сам город, а кормившие его поля. Когда в V веке до н.э. Карфаген окреп, его армия первым делом покорила ливийцев. История гибели Элиссы, после которой в Карфагене стали править принцепсы - самые знатные люди города, - поэтическое изложение политической жизни молодой финикийской колонии. В Карфагене упразднили царскую власть, и городом стали править несколько знатных семейств. Так он из монархии превратился в олигархическую республику. Римская традиция связывает Дидону с героем Троянской войны Энеем. В обработке Вергилия славный воин покидает Дидону, подчиняясь божественному повелению плыть в Италию, где ему предназначено стать предком основателей Рима. Безутешная царица предпочитает смерть жизни без Энея. Любовь и смерть Дидоны вызывали симпатию и сочувствие у Чосера («Легенда о добрых женщинах»), Марло («Трагедия Дидоны»), Пёрселла (опера «Дидона и Эней») и Берлиоза (опера «Троянцы»).
 
Главная > Мифические женщины > Царица Элисса > Миф - Царица Элисса и Карфаген