История - Атлантида
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
В незапамятные времена боги решили разделить между собой все страны земли. Делали они это без распрей, но по жребию. И каждый, получив желанную долю, обосновался в своей стране, учредил для себя святилища и определил жертвоприношения, а также принялся пестовать свои народы, как пастухи стадо. Не кнутом, а убеждением бессмертные правили родом людей.
Посейдону, владыке моря, досталась в удел Атлантида. Это был огромный остров, размерами превышавший Ливию и Азию, вместе взятые, великолепный континент, название которого роднило его с окружавшими его водами. Достичь его можно было, минуя Геркулесовы столпы - две скалы на противоположных берегах Гибралтарского пролива, и выйдя из моря внутреннего в море внешнее...
Эту залитую солнцем, плодородную землю бог моря заселил своими детьми, которых родила ему смертная женщина по имени Клейто. Она была дочерью честного и добродетельного человека - Эвенора, «произведенного на свет землей», и его жены Левкиппы. От союза бога моря и смертной красавицы родились «пять раз по чете близнецов мужского пола», которые и дали начало царским династиям десяти областей Атлантиды. Старшего сына Посейдон нарек Атлантом, отдал ему дом матери и окрестные владения как наибольшую и наилучшую долю и поставил царем над остальными, а этих остальных сделал архонтами, каждому из которых дал власть над многолюдным народом и обширной страной. Все они и их потомки в ряду многих поколений обитали там, превратив Атлантиду в изобильную и богатую державу и распространив свою власть на другие острова и по эту сторону Геркулесовых столпов - на Ливию вплоть до Египта и Европу вплоть до Тиррении (т.е. Средней Италии).
Имена братьев Атланта в полной мере отражали их нрав или природу цветущей Атлантиды. Эвмел - «богатый стадами» - наводил на мысль о тучных пастбищах и многочисленных овцах. Следующая пара близнецов: Амферей - «круглый», Евэмон - «пылкий». Старшего из третьй пары Посейдон нарек Мнесеем - «мыслителем», а младшего Автохтоном - «рожденным землей». Братья-близнецы из четвертой четы получили имена Элассипп - «всадник», «погоняющий коней» и Мнестор - «жених». Девятого и десятого сыновей Посейдон назвал Азаэс - «знойный», что напоминало о щедрости земли, и Диапреп, имя кторого было синонимом великолепия и славы.
От Атланта произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем и передавал царский сан старшему из сыновей, и они скопили такие богатства, каких никогда не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли будут когда-нибудь еще.
«Многое ввозилось к ним из подвластных стран, но большую часть давал сам остров, прежде всего любые виды ископаемых твердых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова и по ценности уступавший только золоту Лес в изобилии доставлял все, что нужно для работы строителям, а равно и домашним и диким животным.
Даже слонов на острове водилось великое множество, ибо корму хватало не только для всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы или равнины, но и для этого зверя. Все благовония, будь то в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или в плодах, земля рождала там и отлично взращивала. Притом же и всякий нежный плод и злак, и разного рода овощи, а равно и всякое дерево, приносящее яства, напитки или умащения, например непригодный для хранения и служащий для забавы и лакомства древесный плод, под воздействием солнца священный остров порождал прекрасным, изумительным и изобильным. Пользуясь этими дарами земли, цари устроили святилища, дворцы, гавани и верфи и привели в порядок всю страну». Древняя цивилизация не имела себе равных по богатству и развитию. Символом Атлантиды была гармония: «...на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а... примерно в пятидесяти стадиях (10 км) от ее краев стояла гора, со всех сторон невысокая».
Столицу острова Платон изобразил как обитель на высокогорной плодородной равнине, обрамленной с трех сторон горами: «Край лежал очень высоко и круто обрывался к морю, но вся равнина, окружавшая город и сама окруженная горами, тянувшимися до самого моря, являла собой ровную гладь. Вся эта часть острова была обращена к южному ветру, а с севера закрыта горами. Эти горы восхваляются за то, что они по множеству, величине и красоте превосходили все нынешние: там было большое количество многолюдных селений, были реки, озера и луга, доставлявшие пропитание всем родам ручных и диких животных, а равно и огромные леса, отличавшиеся разнообразием пород, в изобилии доставлявшие дерево для любого дела. Такова была упомянутая равнина от природы, а над устроением ее потрудилось много царей на протяжении многих поколений. Она являла собой продолговатый четырехугольник, по большей части прямолинейный, а там, где его форма нарушалась, ее выправили, окопав со всех сторон каналом. Если сказать, каковы были глубина, ширина и длина этого канала, никто не поверит, что возможно было такое творение рук человеческих, выполненное в придачу к другим работам: он был прорыт в глубину на плетр, ширина на всем протяжении имела стадий, длина же по периметру вокруг всей равнины была десять тысяч стадиев». Жители острова разделили всю землю, окруженную главным каналом, изливавшимся в море, на несколько участков, проведя малые каналы, которыми пользовались для орошения и перевозки леса и плодов.
Изобильная страна, где урожай снимали дважды в год, жила не по законам людей, но по законам богов, а именно бога Посейдона, научившего своих детей, как им лучшим для них образом организовать свое общество. Цари десяти областей не вмешивались в дела друг друга: «Каждый из десяти царей в своей области имел власть над людьми и над большею частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает». Зато жестко и строго регламентировались их отношения между собой, и «ни один из них не должен был подымать оружия против другого, но все обязаны были прийти на помощь, если бы кто-нибудь вознамерился свергнуть в одном из государств царский род, а также по обычаю предков сообща советоваться о войне и прочих делах, уступая главенство царям Атлантиды».
В древности жители Атлантиды были благородны, добродетельны и не склонны к жадности. Полностью довольные жизнью, они умели ограничивать свои желания разумными пределами и не опускались ни до зависти, ни до ревности. Придерживаясь в мыслях и действиях идеалов мудрости и истины, они жили по законам, данным им самим Посейдоном. Первые атланты «ни во что не ставили богатство и почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ. Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства, но, храня трезвость ума, отчетливо видели, что и это все обязано своим возрастанием общему согласию в соединении с добродетелью, но когда становится предметом забот и оказывается в чести, то и само оно идет прахом, и вместе с ним гибнет добродетель. Пока они так рассуждали, а божественная природа сохраняла в них свою силу, все их достояние возрастало». Так было в продолжение многих поколений, пока не истощилась их божественная природа, растворившись в смертной примеси. Тогда и возобладал человеческий нрав. Чем больше росло их богатство, тем они становились алчнее, грубее, завистливее. Сердца и души их неуклонно черствели. Мирная жизнь морского народа превратилась в состязание гордыни, алчности и жажды первенства.
Атланты утратили благопристойность, ими стали править жадность и сила. Именно порча нравов толкнула царей на путь завоеваний. Платон в диалоге «Тимей» описывал эти события так: «И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство все вообще страны по эту сторону пролива. Именно тогда, Солон, государство ваше явило всему миру блистательное доказательство своей доблести и силы; всех превосходя твердостью духа и опытностью в военном деле, оно сначала встало во главе эллинов, но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей и воздвигло победный трофей». Афиняне - скромный народ, обладавший «прекрасными законами» и «всеми видами добродетели», создавший «идеальное» государство, сразился с превосходящими силами погрязшего в пороках противника и одолел его, став общим спасителем народов Европы и Азии от порабощения. По подсчетам Платона, 20000 афинских воинов победили атлантов, каждая из десяти областей которых могла выставить 900000 воинов.
Видя же, во что превратились атланты, царь богов «Зевс, блюдущий законы, решил наложить кару на них, впавших в столь жалкую развращенность, дабы они, отрезвев от беды, научились благообразию». Поэтому он созвал всех богов в обитель, что «в средоточии мира, из которой можно лицезреть все причастное рождению», где решено было наслать на землю великий потоп.
Зевс поразил всех смертных на земле. В один день и одну ночь земля вскипела и море разбушевалось. Содрогания земной коры нарушили равновесие воды и тверди. Волны исполинской высоты хлынули из Средиземного моря за Геркулесовы столпы, и... огромный континент навеки ушел под воду, как затерянный в океане плот, как скорлупа ореха. Десять величественных городов, возведенных Атлантом и его братьями, погрузились в морскую пучину вместе со своими обитателями. А земли по эту сторону Геркулесовых столпов ждала иная участь. Они уцелели, но даже Аттика утратила былые дары и из плодородного края превратилась в «горный скелет», лишившись из-за продолжительных дождей своих почв.
Позже вздыбившийся океан успокоился, волны улеглись, а поверхность Атлантики разгладилась. Самое время искать затонувшую Атлантиду.
"Статьи по теме"
 
Главная > Конец света > Атлантида > История - Атлантида